Альфред ШниткеСовременный российский композитор немецкого происхождения. Один из самых значительных музыкантов второй половины ХХ века, теоретик музыки, пианист, педагог. Заслуженный деятель искусств России (1987).
Центральные идеи творчества композитора — судьбы высокой культуры прошлого в хаотичном и суетном современном мире; конфликт одинокого, тонко чувствующего индивидуума и враждебной, вульгарной среды. Одним из важнейших выразительных средств в музыке Шнитке является полистилистика (термин введен самим А.Ш. в одной из теоретических работ), позволяющая, по мнению композитора, преодолеть консерватизм как традиционной, так и авангардной эстетики. В ряде крупных партитур конца 1960-х — первой половины 1980-х годов (Реквием, Гимны, 2-я симфония и др.) полистилистика становится средством воплощения глубоких философских тем. В этих сочинениях нашло свое отражение и религиозное мировоззрение Шнитке, католика и экумениста.
Как и другие композиторы-нонконформисты его поколения (Э. Денисов, С. Губайдулина, А. Пярт, В. Сильвестров), Шнитке испытал разные формы официального давления. Премьеры его крупных сочинений нередко переносились из столичных залов в провинциальные.
Вместе с тем, в 1970-х — начале 1980-х годов Шнитке был одним из самых востребованных в СССР композиторов прикладной музыки: он сочинил музыку более чем к 60 фильмам и спектаклям. Много работал в кино с такими известными режиссерами, как И. Авербах, Э. Климов, А. Кончаловский, А. Митта, А. Смирнов, И. Таланкин, М. Швейцер, Л. Шепитько и др. Широкой публике его музыка известна по таким знаковым в истории российского кино фильмам, как «Вызываем огонь на себя» (1963-1964), «Похождения зубного врача» (1965), «Дневные звёзды» (1966), «Комиссар» (1967), «Шестое июля» (1968), «Белорусский вокзал (1970), «Дядя Ваня» (1970), «Ты и я» (1971), «Осень» (1974), «Агония» (1974-1981), «Восхождение» (1974), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (1974), «Отец Сергий» (1978), «Маленькие трагедии» (1979), «Фантазии Фарятьева» (1979), «Экипаж» (1979), «Звездопад» (1981), «Прощание» (1982), «Мёртвые души» (1984), «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Карра, 1994) и др.
Один из главных композиторов Театра на Таганке. Написал музыку к спектаклям Ю.П. Любимова «Ревизская сказка», «Пир во время чумы», «Живаго (Доктор)».
См. http://taganka.theatre.ru/history/composers/shnitke/
С 1991 жил в Гамбурге. В позднем творчестве заметное место занимают крупные произведения для музыкального театра: балет «Пер Гюнт», оперы «Жизнь с идиотом», «История доктора Иоганна Фауста», «Джезуальдо».
Музыка А. Шнитке звучала в одном из самых известных спектаклей Театра «Эрмитаж» «Нищий, или Смерть Занда» по Ю. Олеше. Звучит и сейчас в спектакле «Золотой теленок, или Возвращение в Одессу» (музыкальная тема летчика Севрюгова).
|
Прозвучала музыка
Альфред Шнитке |